Bell разрабатывает электрическую вентиляторную хвостовую систему

Bell представил новаторскую электрическую хвостовую систему компенсации вращающего момента для своей линейки коммерческих вертолетов, которая обещает повышение безопасности и снижение эксплуатационных расходов и шума по сравнению с обычным хвостовым винтом, сообщает Vertical.

Электрическая распределенная система компенсации вращающего момента (electrically distributed anti-torque – EDAT) состоит из четырех небольших вентиляторов в кожухе хвостового оперения. Каждый из роторов имеет четыре лопасти, и они приводятся в действие четырьмя отдельными электродвигателями. При этом электрическая энергия подается от генераторов, приводимых в движение газотурбинными двигателями.

«В двух словах, мы удалили все обычные механические компоненты, компенсирующие вращающий момент, а именно: редукторы, карданные валы, втулку и лопасти хвостового винта, и заменили их четырьмя электродвигателями и вентиляторами», — сказал Эрик Синусас, программный директор легких самолетов в Bell. «У роторов лопасти с фиксированным шагом, и они постоянно меняют обороты».

Система была установлена ​​на демонстрационном вертолете Bell 429 на заводе Bell в Мирабеле, Квебек, а летные испытания начались 23 мая 2019 года. С тех пор по программе налет составил около 25 часов, и вертолет постепенно расширял режимы полета.

Bell не готова делиться какими-либо показателями производительности, но Синусас сказал, что отзывы клиентов, которые увидели систему в действии, были положительными. «Это первый раз, когда кто-либо в мире делает подобное, поэтому первым шагом было просто убедиться, что это действительно работает – и да, это работает», — сказал Синусас. «Мы все еще будем оптимизировать и дорабатывать систему, но отзывы о ней в текущей конфигурации были очень положительными».

Вентиляторы системы компенсации вращающего момента управляются с помощью педалей, как и при управлении направлением в традиционном вертолете, но связь между педалями и двигателями полностью электрическая «по проводам» – все механические связи и тяги управления обычной системы были удалены. Помимо хвостового ротора и механизмов управления, демонстрационный вертолет остался неизменным с точки зрения остальных систем, таких как несущий винт, двигатели и фюзеляж.

Читайте также  В Омане впервые предлагаются трансферы на вертолетах

Синусас сообщил, что фактором, побудившим разработать систему EDAT, стала обратная связь с клиентами. «Мы смотрели на то, что клиенты требуют от вертолетов? … И безопасность, очевидно, всегда на первом месте в этом списке», — сказал он. «Эта система, безусловно, отвечает этим требованиям, и среди ее интересных особенностей, которых обычные винты не имеют – резервирование, а когда вертолет находится на земле, электрические роторы вообще не вращаются».

Избыточность значительна: вертолет способен удерживать положение даже если три из четырех вентиляторов не работают. «То, что он дает – в отличие от любого обычного вертолета сегодня – это возможность компенсации крутящего момента для безопасного приземления», — сказал Синусас.

Следующим фактором разработки системы было снижение эксплуатационных расходов, и, хотя Bell в настоящее время не сообщает никаких цифр, Синусас сказал, что удаление обычных компонентов, таких как редукторы и подшипники, и переход на более упрощенную электрическую систему, должно помочь снизить эти расходы.

В-третьих, конструкция обещает снижение уровня шума. «Шум уже давно не является главным приоритетом для вертолетной отрасли, но он все равно остается очень важным параметром», — сообщил Синусас.

Синусас сообщил, что на сегодняшний день основной целью программы является скорее подтверждение концепции, чем оптимизация ее работы, и команда не работает над графиком коммерциализации – по крайней мере, с тем, который компания готова публично раскрыть.

Компания предполагает, что, когда система действительно появится на рынке, она будет доступна в качестве модернизации существующих продуктов, наравне с включением в конструкцию «с чистого листа». Также технология масштабируема для любых размеров вертолетов.

«Очевидно, что это был секретный проект – мы не афишировали его до сих пор», — сказал он. «Так что интересно посмотреть, какие отзывы мы получим».